Знакомая рассказала о том, как училась в советское время в образцово-показательной школе, как доставали парадами и показушными мероприятиями.
Мне в этом отношении повезло больше: я училась в самых обычных школах (их было ровно десять: отец - военный), и формализма было меньше.
Показуха, конечно, тоже присутствовала. Например, в нашем городке все школы в обязательном порядке участвовали в майских и октябрьских демонстрациях (массовость создавали).
И за месяц до праздника - начиналось! То вся школа на уроках труда шьет красные юбочки, брюки и пилотки (благо, дешевого ситца и сатина в те годы было навалом). То всей школой режем картон (огромные листы выпрашивали в типографии), вырезаем каку-нить эмблему (типа олимпийского Мишки или земного шара с голубем мира) и раскрашиваем. Самое приятное в последнем было то, что умеющих рисовать снимали с уроков. Потом начиналась муштра: всю школу (кроме начальной) выстраивали во дворе по росту (а это под две тыщи человек!) в колонну по четыре - мальчиков в середину (они несли флаги), девочек по краям (мы шли с теми самыми эмблемами).
И все это - ради пары минут маршировки по площади!
Интересно, что в лагерях типа "Артека" такого ведь не было! Я имею в виду формализм.
Мне повезло с такими лагерями дважды.
Первый раз в шестом классе (я тогда в Питере училась) нас отправили в "лагерь пионерского актива" в Карелии, он назывался "Зеркальный". Месяц там пролетел как один день! И ведь мероприятия проходили ежедневно, и 110-летие содня рождения Ленина отмечали, и костры пионерские с песнями были... И что-то такое было в душе - щемящее!
И расставались на Финском вокзале, стоя в орлятском кругу - слезы на глазах у всех...
А в "Артек" попала уже студенткой: в артековской школе в сентябре (когда еще продолжалась летняя смена) не хватало учителей математики и русского языка - вот и набирали пятикурскников.
Работать было прикольно. Дети - все одного возраста, седьмой класс. Учились, конечно, по сокращенной схеме, в два потока: в понедельник, среду и пятницу уменя были седьмые Ж, З, И; во вторник, четверг и субботу - К, Л, М. Одну тему я объясняла шесть раз.
Это еще ничего! Хуже приходилось учителям географии, биологии, физики, химии... Они свою тему давали по 30 раз! То есть, шесть дней в неделю по пять уроков - как попугаи!
Конечно, школа была в стороне от пионерской жизни, но атмосфера "Артека" ощущалась даже здесь. Это были самые обычные дети - вовсе не отличники (в классах было полно троечников!) - но с ними было интересно! Какой из меня тогда учитель был? Никакой! Но если в обычной школе уже потом, в первый год работы, пятиклашки раскусили мою неопытность, то здесь я ни разу даже голос не повысила: стоило сказать несколько слов ТАКИМ голосом, и все успокаивались.
И расставались - тоже плакали...
Это судьба. Вот как грибы меня находят сами - так и школа. Ну, пусть не совсем школа. Но с 1 ноября буду вести кружок в центре детского творчества. В принципе, от от педагогики достаточно отдохнула - почти семь лет. Есть желание работать. :))
Кто хочет продолжить - оставьте в комментах время появления своего жж, я назову вам год и месяц, из которого вы выберете пост, опубликуете его снова и прокомментируете.